Субэдэй. Всадник, покорявший вселенную В.А. Злыгостев Часть II. Субэдэй из племени урянхаев Звезда известного полководца и соратника Субэдэя-багатура как военачальника засверкала во времена Чингисхана и не померкла после смерти создателя монгольского государства. Ещё в течение двадцати с лишним лет, уже без Потрясателя вселенной, сам Субэдэй одерживал победы в различных частях известного его современникам мира. Высокоорганизованные ведомые им армии кочевников, сформированные, кстати, из представителей разных племён, просто пересекали Евразию из конца в конец, наводя трепет и ужас то на востоке, то на западе Евразии. Только благодаря Субэдэю, его ратоводческой деятельности и стратегии, Монгольская империя обрела свои максимальные размеры в конце третьей четверти XIII века, превратившись в одно из самых больших государств из когда-либо существовавших в истории человечества. Вместе с тем Субэдэй – личность загадочная и даже закрытая, даже современная энциклопедическая наука попросту забыла о нём и его вкладе в историю человечества. Все энциклопедии выдают о полководце минимальное количество информации, а например, в таком известном издании, как «Сто самых великих полководцев», ему уделяется всего несколько строк. В то же время существует ряд монографий и различных статей, прямо посвящённых тем историческим деятелям, которых Субэдэй попросту гонял по просторам континента, будь то хорезмшах Мухаммед, князь Даниил Галицкий, половецкий хан Котян, Бела, король Венгерский, или князь Черниговский Михаил и многие, многие другие. Да бог с ними, энциклопедистами. Ведь главное в том, что сегодня нет ни одного достаточно серьёзного научного исследования, в центре которого находился бы сам Субэдэй, хотя справедливости ради всё же надо заметить, что в многочисленных трудах, посвящённых Чингисхану и эпохе его завоеваний, о нём можно найти много информации. *** Источниками в раскрытии этой темы являются «Сокровенное сказание монголов» и «Юань ши» (Официальная хроника династии Юань). Не стану перечислять всех высказываний авторов о Субэдэе (их достаточно много), приведу только ряд из них, как «за» великого воителя, так и «против». Pене Груссэ называет Субэдэя не иначе как «храбрый Субутай»… лучший ратоводец «всей эпохи монгольских завоеваний», ближайший соратник Чингисхана. Лео де Хартог сообщает, что «Субэдею… было суждено проявить свои исключительные способности в экспансионистской внешней политике Монгольской империи». Тюрколог Л.Н. Гумилёв выделяет его из всех полководцев того времени – монгольских, китайских, центральноазиатских, русских – особо подчёркивая, что «Субутай – замечательный стратег». По P.П. Храпачевскому – Субэдэй помимо полководческого таланта имел ещё и выдающиеся дипломатические способности. Эпитетами «несравненный» и «гений» награждает Субэдэя Эрежен Хара-Даван. Не только панегириками отмечен жизненный путь «всадника, покоряющего мир». «Наиболее жестоким полководцем» называет его С.А. Плетнёва, а Даниэль Елисеев и Г. и М. Фёдоровы добавляют: «Субэдэй, оставивший о себе мрачную память как в Персии, так и в России», «… коварством и умом превзошёл самого Чингисхана». И конечно же, из всех авторов, уделявших много внимания деятельности Субэдэя, нельзя умолчать о В.А. Чивилихине и его романе-эссе «Память», где прямо говорится о том, что «главный воитель XIII века, всю жизнь прослуживший Чингису и его потомкам, проливший от Приморья до Венгрии реки человеческой крови, бесследно исчез в тумане истории». Да, действительно, мы не найдём высказываний в многочисленных немонгольских источниках о том, что Субэдэй был «благородным», «милосердным» и т.д., но с высот нового тысячелетия можно произнести, может быть, достаточно избитую фразу: «Это был человек своего времени, не лучше и не хуже своих противников». *** И, скорее всего, Субэдэй, которого придворные монгольские и китайские биографы наделяли благородными званиями вана, нойона, багатура, был жёстким и даже жестоким человеком. Все его действия, направленные против человечности, вызывают лишь чувство огорчения и возмущения, недаром он остался в памяти одним из «свирепых псов» Чингисхана. Хотя были в его жизни моменты, когда он был готов и помиловать, и освободить поверженных врагов. Так кто же ты, Субэдэй? Известия о тебе противоречивы и запутанны. «В различных монгольских, персидских, китайских, русских источниках есть много вариантов звания джихангира, т.е. главнокомандующего, и на долгие десятилетия в военных реляциях орды под ним подразумевается один и тот же человек: Субудай, Субеэтай, Субут, Субэдей, Субуэ-дай, Субэ-тай, Субудэй, Субугэдай, Субу-бей, Субетай, Субудэ, Су-бу-тхай, Субутли, Субеетай, Сибедей, Себедяй», человек, развивший и доведший военное искусство кочевников до совершенства. Ещё несколько столетий степные ханы будут держать в страхе окружающие их владения, царства и королевства; ещё и в XX веке стратегия и тактика ведения войн с использованием кавалерии будет актуальна. Но это будет спустя 800 лет, а тогда, в веке XIII, Субэдэй закончил то, что начал Чингисхан. Так или иначе он дошёл или почти дошёл до «последнего моря», довёл железные тумены до Адриатики. И... остался в тени своего Учителя, как остался в тени Магеллана Эль-Кано, первый капитан, обогнувший земной шар. И что же? С точки зрения «широкой публики» Эль-Кано – «простой» испанский моряк, а Магеллан?.. Но вернемся к Субэдэю. В.А. Чивилихин, несмотря на антипатию, вынужден был назвать героя Великой степи личностью феноменальной. И это абсолютно верно: тактик, стратег, политический деятель, на равных общавшийся с императорами, хорезмшахами, царями, королями, великими князьями, Папой Римским, военачальник, не потерпевший ни единого поражения, – выходец из племени урянхаев, о существовании которого все вышеперечисленные венценосцы даже не подозревали. *** Феноменальным можно назвать Субэдэя и как человека, воспитавшего плеяду блестящих монгольских полководцев. Очень многие чингизиды – дети самого Чингисхана, и особенно его внуки, – обязаны именовать его своим наставником. И действительно, Субэдэй был рядом с ними, направляя их действия, будь то в Китае, на Руси, в Западной Европе или бескрайних заволжских степях. Будущие владетели огромных улусов Бату и Хулагу, будущие Великие кааны империи Гуюк и Мункэ в своё время выслушивали вежливые распоряжения сподвижника их великого деда и спешили эти распоряжения исполнять. Собственные дети воителя – Тимур-Бука, Кокэчу и Урянхатай – также пошли по стопам отца, в разное время командуя различными имперскими соединениями. Однако, к сожалению, не осталось прижизненных портретов Субэдэя. Как он выглядел? Какими венцами своё украшал он чело? До нас дошло лишь одно его изображение, выполненное хитрым китайским способом на шёлке. Вглядываюсь и не вижу конкретного человека, вижу страх художника перед тем, кого он изображал, перед ужасным пришельцем с севера, который уничтожил царство Цзинь. И наверное, художник прав, ибо нельзя не согласиться с тем, что падение Цзинь было одной из самых страшных и трагичных сцен в истории человечества. Другие очевидцы «награждают» Субэдэя огромным весом, мол, ни одна лошадь не выдержит! Ещё говорят, что был он одноглазым, второй потерял в битве, также говорят, подрублен был на один бок. Что ж, все эти раны – участь настоящих степных богатырей, за плечами которых сотни схваток да хвалебные сказания улигэрчи. Но каким бы Субэдэй не был физически, ничего его не могло остановить, и он оказался в Венгерской пуште уже в преклонном возрасте, во главе самой маневренной конной армады от самого начала времён. Так кто же ты, Субэдэй-багатур? И «Юань ши» сразу отвечает: «Субэдэй, человек из монгольских урянхаев. Его предки охотились в верховьях реки Онон». *** «В Алтайско-Саянских горах с доисторических времён жили люди, а вечно бурлящая история Великой Степи издревле перемешивала её народности и этнические группы. Тысячами сюда стекалась степная вольница, угонщики табунов, искатели приключений, богатыри, поссорившиеся с родичами. В борьбе за существование, в опасных переправах через бурные реки и высокие перевалы, в охоте на грозных медведей и козерогов формировался особый тип азиатского горца – это были смелые до отчаянности люди, физически крепкие, умеющие владеть оружием и легко переносящие жару и холод. И в самом центре этой страны из разноплеменных элементов сложились с незапамятных времён не слишком многочисленные, но стойкие и сильные племена». Одним из этих племён были урянхаи, впрочем, их также называли урянхи, урянхаты, урианхиды. Обладая замечательными личными качествами воинов, они вне сомнения составили костяк «людей длинной воли», основу основ Тэмуджиновой дружины. Кроме того, урянхаи, «обретавшиеся как на сибирском, так и монгольском склоне Алтая, во все времена славились умением обрабатывать металл. В доисторический период, скорее всего, именно они научили китайцев работе с бронзой, а позднее… пользовались репутацией незаурядных кузнецов… из окрестностей Орхона». Славились они и своим горловым пением хууми, которое звучит очень зловеще и не вызывает положительных эмоций у потенциальных врагов. Субэдэй, как настоящий мужчина и воин, естественно, владел искусством хууми, насколько хорошо или плохо, неизвестно, посему в «певцы» записывать его не будем. И ещё внесем небольшую ремарку, касающуюся хозяйственной деятельности урянхаев и всех племён, обитающих на отрогах Саянских и Алтайских гор. «В целом между лесными охотниками и пастухами-кочевниками не было чёткого размежевания. Некоторые племена охотников держали крупный рогатый скот, а пастухи-кочевники не могли существовать без охоты». *** Это помогло Тэмуджину консолидировать под своей властью племена, ведущие отличный друг от друга хозяйственный образ жизни. Со времён Субэдэя народ урянхаев раскидало по всей Азии, и ещё в прошлом веке республика Тыва называлась Урянхайский край. Потомки урянхайцев живут среди тувинцев, бурят, калмыков, монголов. В Монголии «этот народ составляет всего 1 % населения». Повествуя о жизни и деяниях Субэдэя, сразу сталкиваемся с загадкой его рождения, и здесь имеем как минимум две версии. Первая основана на «Сокровенном сказании монголов», в котором повествуется, что Чаурхан-Субэдэй, сын Джарчиудая, примкнул к своему брату Джэлмэ, вскоре став одним из «медноголовых псов Чингисхана». А вот китайская хроника «Юань ши» предоставляет совсем другой материал. Приведу его, чтобы быть до конца объективным. «Поколения его Субэдэя предков охотились в верховьях Онона, с Тумбинэ-хаганом они ладили и поэтому завязали взаимную дружбу. Ко времени Тай-цзу (Чингисхана) было их уже 5 поколений. Что касается Нельбе, то он родил Бохудука, который всем известен как чжэлима. Что касается чжэлима, то по-китайски это слово означает «человек, составляющий планы стратегии». Внук Нельбе в третьем поколении Хачиун родил Хабала. Хабал имел двух сыновей, старший Хулухур, следующий Субэдэй, оба отважные храбрецы, отличные наездники и стрелки». Какому из этих источников верить? «Сокровенному сказанию», созданному около 1240 года, то есть во время, когда ещё жил, здравствовал и побеждал наш герой, или же «Юань ши», китайской хронике, составленной в 1368-1369 годах, а значит, через 120 лет после смерти Субэдэя? К сожалению, внятных ответов в просмотренных мною изданиях я не обнаружил, а вот противоречия имеются. Вот что сообщается в книге, вышедшей в 2009 году и представляющей последние исследования. «Субэдэ-батор, сын Хабала, представителя знати племени жар-чудай Урианхай; с четырнадцати лет состоял на службе Чингисхана». И далее читаем в том же издании «Субэгэдэй-батор, верой и правдой служивший Чингисхану и его наследнику Угэдэю, прославленный полководец Субэгэдэй, был родным братом Зэлмэ (Джэлмэ». *** Перед нами проблема, которую ещё никто не решил, да решит ли? Ясно одно – оба источника будут для нас главнейшими, однако, при всём уважении к «Юань ши», «Сокровенное сказание», написанное при жизни Субэдэя, несмотря на свою «эпическую» составляющую, будет основой дальнейшего повествования, касающегося происхождения нашего героя, что не помешает присутствию китайской версии в исследовании. Да, у Субэдэя был брат Джэлмэ, но почему не мог быть и брат Хулухур? И почему о нём не указано сведений в «Сокровенном сказании»? Ответ на это мы могли бы получить лишь от автора или авторов этой книги. Может могущественный военачальник и придворный кое-что подсказал авторам? Великий дипломат и багатур имел все возможности подкорректировать текст, и так оно, наверное, и было. Ведь мало кто из героев «Сказания» имеет столь лестные оценки своей деятельности, а это касается и эпохи Чингисхана, и времён Угэдэя. Последний даже откровенно унижает своего сына Гуюка, ставя в пример ему уже престарелого полководца. Продолжение следует... Предыдущая публикация по ссылке: https://www.facebook.com/nomadsgreats...